Адвокатская палата Оренбургской области

Информация

Поиск по сайту

Новости Федеральной палаты адвокатов

ЗАСЕДАНИИ СОВЕТА ФПА РФ 05.02.2019

        5 февраля с.г. в Москве посредством ВКС (видеоконференцсвязи) состоялось заседание Совета Федеральной палаты адвокатов РФ.
       1.    На заседании Совета ФПА РФ рассматривался вопрос об оплате труда адвоката за участие в уголовном судопроизводстве по назначению.
Члены Совета ФПА РФ были проинформированы о том, что ставки оплаты труда адвоката по назначению, принятые решением Совета ФПА РФ от 16.01.2019, применяются в целом ряде регионов, в частности в Московской и Астраханской областях, Ханты-Мансийском АО, г. Санкт- Петербурге и др.
Минюстом России разработан проект Постановления Правительства РФ, которым предлагается установить ставки оплаты труда адвоката по назначению за участие в сложных делах в размерах, которые полностью совпадают с размерами, указанными в решении Совета ФПА РФ от 16.01.2019, что свидетельствует о том, что в данном решении Совета применена правильная методика расчета вознаграждения.
   В некоторых регионах следственные органы и суды при определении размера вознаграждения адвоката применяют предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 02.10.2018 № 1169мО внесении изменения в Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением дела арбитражным судом, гражданского дела, административного дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ № 1169) минимальный размер оплаты - 900 рублей за один день работы.
   В тоже время Министерство внутренних дел РФ - основной плательщик вознаграждения за работу адвоката по назначению, в письме Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД МВД России), указало, что до внесения изменений в действующий порядок выплаты вознаграждения необходимо руководствоваться совместным Приказом Минюста и Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 174/122н, и направило руководителям территориальных органов министерства соответствующее письмо, руководствуясь которым некоторые территориальные органы решили оплачивать один день работы адвоката по старой ставке - 550 рублей, что является прямым нарушением законодательства, в частности, прямо противоречит Постановлению Правительства РФ № 1169, которое минимальную ставку определяет в размере 900 рублей.
   По имеющимся сведениям, в некоторых регионах представители МВД предлагают адвокатам соглашаться на вынесение постановлений об оплате по старым ставкам, обещая в дальнейшем компенсировать разницу. Однако подобные предложении не основаны на законодательстве и соглашаться на это не следует.
Чтобы добиться нормализации сложившейся ситуации, целесообразно адвокатам в регионах, где суды восприняли подход, предложенный Советом ФПА РФ и поддержанный Минюстом России, при получении от правоохранительных органов постановлений об отказе в оплате или об оплате по устаревшим ставкам следует рекомендовать адвокатам обжаловать в суд такие постановления.
Обсудив складывающуюся ситуацию Совет решил, что в случае, если в ближайшее время ставки оплаты труда адвоката по назначению, принятые решением Совета ФПА РФ от 16.01.2019 г., и поддержанные Минюстом России, не будут применяться повсеместно, Совет ФПА порекомендует настаивать на применении двух ставок оплаты указанных в Постановлении № 1169: минимальной в размере 900 рублей за работу по делам без признаков сложности и 1550 руб. - в сложных делах.
Кроме того информируем вас о том, что 5 февраля, после завершения заседания Совета ФПА РФ состоялась совещание с руководством Департамента по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий (ФЭД) МВД России.
В ходе встречи начальник ФЭД МВД России И.Д.Кальбфляйш пояснила, что ФЭД считает действующим в полном объеме Порядок расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела, утвержденный совместным приказом Минюста РФ и Минфина РФ от 05.09.2012 г. № 174/122н, и намерен применять его в соответствии с финансовыми возможностями МВД РФ без учета Постановления Правительства РФ от 02.10.2018 г. № 1169.
    2.       Члены Совета ФПА РФ были проинформированы о вопросах взаимодействия с Росфинмониторингом.
В октябре 2018 г. ФПА РФ опубликовала отрицательное заключение на проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Росфинмониторингом и направленный в ФПА РФ.
В законопроекте предлагается дополнить Закон об адвокатуре и Кодекс профессиональной этики адвоката положениями, устанавливающими обязательные для каждого адвоката правила поведения не только при осуществлении адвокатской деятельности, но и при исполнении требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Поправки в КПЭА предлагается согласовывать с ФПА РФ Росфинмониторингом, а контроль за соблюдением требований «антиотмывочного» закона - возложить на адвокатские палаты субъектов РФ.
   В своем заключении ФПА РФ привела ряд оснований, по которым не может поддержать законопроект в части, касающейся адвокатов, указав, что предлагаемые изменения противоречат в том числе концепции Закона об адвокатуре.
Вице-президент ФПА РФ Г.К.Шаров информировал Совет ФПА РФ, что 28 января представители Росфинмониторинга во главе со статс- секретарем - заместителем директора П.В. Ливадным участвовали в совещании, которое прошло в Минюсте России под руководством заместителя министра юстиции РФ Д.В. Новака. Была достигнута договоренность о том, что предложения по изменению Закона об адвокатуре и внесению поправок в КПЭА из данного законопроекта будут исключены.
При этом представители Росфинмониторинга заверили, что в статье 7.1 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» будет сохранена норма пункта 5. В соответствии с ней положения пункта 2 статьи 7.1, предписывающие адвокатам уведомлять уполномоченный орган об имеющихся у них основаниях полагать, что сделки или финансовые операции могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, «не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства РФ о соблюдении адвокатской тайны».


С уважением,
Президент
Федеральной палаты адвокатов РФ                             Пилипенко Ю.С.