УТВЕРЖДЕНО
Решением Совета Адвокатской палаты
Оренбургской области 26.10.2018 г.
(протокол № 10)
УТВЕРЖДЕНО
Решением XVII Конференции адвокатов
Оренбургской области от 14.12.2018 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения проверок деятельности адвокатских образований по исполнению решений органов Адвокатской палаты Оренбургской области
1.Общие положения
1.1. Проверка деятельности адвокатских образований проводится по решению Совета Адвокатской палаты Оренбургской области в соответствии со ст.31 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» в порядке оказания практической помощи адвокатским образованиям с целью обеспечения исполнения адвокатами профессиональных обязанностей, закрепленных в ст.7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», в том числе:
— исполнения Положения о Порядке участия адвокатов Адвокатской палаты Оренбургской области в качестве защитника по назначению органов дознания, предварительного следствия и суда на территории Оренбургской области;
— исполнения требований об оказании юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ;
— соблюдения Кодекса профессиональной этики адвоката;
— исполнения требований об отчислении за счет получаемого вознаграждения средств на общие нужды Адвокатской палаты Оренбургской области и Федеральной палаты адвокатов;
— исполнения решений органов Адвокатской палаты Оренбургской области и Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации;
— исполнения требований о постоянном совершенствовании своих знаний и повышении своей квалификации;
— надлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей перед доверителями;
— контроля за соблюдением адвокатами и руководителями адвокатских образований требований о порядке размещения адвокатских образований.
- Правила проведения проверок
2.1. Задачи проведения проверок
Проверка направлена на:
— повышение профессионального уровня адвокатов путем обобщения адвокатской практики в Оренбургской области;
— выявление и устранение причин, порождающих нарушение законодательства при осуществлении адвокатской деятельности;
— оказание практической помощи адвокатам при осуществлении ими профессиональной деятельности.
2.2. Виды проверок
Совет АПОО вправе назначить проведение следующих видов проверок:
— комплексной (плановой) проверки,
— контрольной (внеплановой) проверки по результатам устранения недостатков, выявленных полной (комплексной) проверкой,
— проверки по жалобам и представлениям (внеплановой),
— проверки исполнения положения о порядке размещения адвокатских образований (внеплановая).
Виды проверок не исключают друг друга.
2.3. Сроки проведения проверок
Проверка работы адвокатского образования проводится, как правило, 1 раз в три года.
По решению Совета Адвокатской палаты проверка работы адвокатского образования может проводиться и чаще установленных сроков (внеплановая проверка). Основанием для принятия Советом АПОО решения о проведении внеплановой проверки, в том числе, является получение мотивированной информации о нарушениях адвокатами и (или) адвокатскими образованиями, допускаемых в ходе осуществления своей профессиональной деятельности.
2.4. Подготовка к проведению проверки
Рабочая комиссия и её председатель назначаются Советом АПОО из адвокатов-членов АПОО сроком на два года. Члены рабочей комиссии обязаны соблюдать адвокатскую тайну, в том числе в отношении информации полученной в ходе проверки. Рабочая комиссия, назначенная для проведения проверки, обязана известить проверяемое адвокатское образование или адвоката не позднее, чем за 5 дней до дня начала проведения проверки.
2.4.1. Упрощенный порядок проведения проверки
По распоряжению президента Адвокатской палаты Оренбургской области проверка деятельности адвокатских образований в форме адвокатского кабинета проводится одним из членов Совета Адвокатской палаты Оренбургской области в день заседания Совета Адвокатской палаты Оренбургской области с предварительным уведомлением об этом руководителя адвокатского образования.
Совет Адвокатской палаты Оренбургской области обязан известить проверяемый адвокатский кабинет о предстоящей проверке не менее, чем за пять дней до дня проведения проверки.
2.5. Обязанности руководителя адвокатского образования и адвоката
Руководитель адвокатского образования или адвокат, организация профессиональной деятельности которого проверяется, обязаны:
— предоставить проверяющим соответствующие условия для проведения проверки;
— предоставить необходимые для проверки документы: наряды документов, адвокатские производства, финансовые документы, корешки ордеров, журналы регистрации и т.д.;
— принять все зависящие от них меры по устранению нарушений, выявленных в ходе проверки и отраженных в акте проверки.
2.6. Права руководителя адвокатского образования и адвоката
Руководитель адвокатского образования или адвокат, профессиональная деятельность которого проверятся, имеет право:
— получать уведомление о дате проведения плановой проверки не позднее, чем за 7 дней до её начала, а также информацию о составе комиссии по проверке его деятельности;
— заявить в Совет АПОО не позднее, чем за 5 дней до начала проверки мотивированное ходатайство об отводе адвоката-члена рабочей комиссии по проверке в случае наличия оснований, указывающих на его заинтересованность в исходе проверки;
— давать пояснения по существу выявленных комиссией недостатков;
— ознакомиться с актом проверки и получить его второй экземпляр;
— приносить замечания на акт проверки;
— обжаловать выводы рабочей комиссии, содержащиеся в акте проверки, в Совет АПОО не позднее 7 календарных дней со дня получения второго экземпляра акта проверки.
2.7. Обязанности членов рабочей комиссии, проводящих проверку
Лица, осуществляющие проверку, обязаны:
— строить отношения с проверяемыми адвокатами на принципах взаимоуважения и беспристрастности;
— не разглашать сведения, относящиеся к профессиональной тайне адвоката;
— не предавать огласке данные о доходах адвоката, которые стали известны им при проведении проверки;
— ознакомить адвоката с результатами проверки и предоставить ему возможность дать письменные объяснения.
2.8. Права членов рабочей комиссии по проверке
Члены Комиссии имеют право:
— проверять выполнение адвокатом требований, предъявляемых нормами ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», а также исполнение им решений органов АПОО и ФПА РФ;
— знакомиться с режимом работы адвокатского образования;
— изучать документы, включая статистическую отчетность, а также документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами, и их жалобы;
— проверять условия хранения личной печати и бланков строгой отчетности;
— проверять соблюдение требований к помещениям, в том числе доступность для населения, условия обеспеченности помещением;
— проверять информационно-правовое обеспечение деятельности адвокатов;
— проверять наличие необходимой оргтехники, включая компьютеры, модемы, принтеры, факсы, ксероксы, телефон;
— проверять соблюдение правил делопроизводства и ведение архива;
— проверять соблюдение порядка оформления, учета и хранения ордеров, в том числе по назначению автоматизированной системой «ДИСПУТ» и квитанций на оплату услуг адвоката и приходные кассовые ордера.
2.9. Объектами изучения при проведении проверки могут быть следующие документы:
— правоустанавливающие документы (устав, учредительный договор, протокол собрания, регистрация в налоговых органах и др.),
— номенклатура дел,
— журнал входящей корреспонденции,
— журнал исходящей корреспонденции,
— журнал выдачи ордеров,
— журнал регистрации договоров (соглашений)
— договор аренды помещения и др.,
— корешки ордеров,
— квитанции на оплату услуг адвокатов (по назначению и соглашению) или приходные кассовые ордера,
— платежные поручения либо квитанции об оплате обязательных отчислений в Адвокатскую палату,
— журнал учета заявлений и жалоб граждан,
— журнал регистрации по оказанию бесплатной юридической помощи,
— журнал регистрации трудовых книжек на лиц, принятых на работу на условиях трудового договора, в том числе на помощников и стажеров адвокатов (в адвокатских образованиях, являющихся юридическими лицами),
— копии решений и руководящих разъяснений органов Адвокатской палаты Оренбургской области и Федеральной палаты адвокатов;
— адвокатские производства (досье).
- Составление акта проверки
3.1. Общие положения
Результаты проверки деятельности адвокатских образований или адвокатов оформляются Актом проверки, подписываемым председателем, членами рабочей комиссии и руководителем адвокатского образования или адвокатом, деятельность которых проверялась. Акт проверки составляется в двух экземплярах, один из которых хранится в Совете АПОО, а другой направляется в адвокатское образование или адвокату, деятельность которых проверялась.
Акт проверки должен быть представлен в Совет АПОО не позднее 7 дней со дня окончания проверки и в этот же срок второй экземпляр акта должен быть направлен в проверяемое адвокатское образование или проверяемому адвокату.
Составленный акт проверки должен быть рассмотрен на заседании Совета с приглашением руководителя адвокатского образования или адвоката, организация работы которых проверялась.
Совет АПОО на очередной конференции адвокатов АПОО сообщает о проведенных проверках и принятых по их результатам решениях.
По результатам проверок не менее одного раза в год вице-президентом АПОО по распоряжению президента АПОО составляется обзор, результаты которого рассматриваются на конференции адвокатов АПОО.
3.2. Требования, предъявляемые к составляемому акту проверки
В Акте проверки должны содержаться следующие сведения:
— наименование адвокатского образования, место расположения (юридический адрес, фактический адрес);
— дата регистрации адвокатского образования, списочный состав адвокатов, стажеров, помощников адвокатов, сотрудников, дата приобретения статуса адвоката, место расположения (юридический адрес, фактический адрес);
— наружное обозначение (реклама) рабочего места;
— проверялась ли его деятельность ранее, какими органами, выводы и оценка предыдущих проверок;
— организация работы адвокатского образования по оказанию юридической помощи физическим и юридическим лицам;
— состояние делопроизводства;
— сведения о передовом опыте организации работы адвокатского образования;
— характер нарушений и ответственные за них лица;
— причины и условия, способствующие их допущению;
— предложения по устранению выявленных нарушений.
Президент Адвокатской палаты
Оренбургской области Бодашко В.П.